@ARTICLE{26583223_27509352_2004, author = {Б. Шефер and М. Скарабис and Б. Шлёдер}, keywords = {}, title = {Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентнсть}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2004}, volume = {1}, number = {1}, pages = {24-51}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2004-1-1/27509352.html}, publisher = {}, abstract = {Восприятие чужого в современных социально-психологических исследованиях - новая тема. Основываясь на философском и социологическом подходах, Шеффер и Шлёдер представили модель восприятия чужого (Schäfer, Schlöder, 1994). В рамках этой концепции чужое понимается в контексте самопонимания и самоопределения (идентичности) воспринимающего человека или социальной структуры. В качестве главных компонентов идентичности рассматриваются предписывающие, то есть направляющие поведение компоненты собственного знания, которые, будучи связаны с социальными ценностями, относятся также и к потребности в признании. Предполагается, что чужое сигнализирует об отклонении от главных аспектов идентичности человека и тем самым ставит под сомнение его собственную идентичность. Из-за недостатка информации и опыта контактов с чужим человеком индивид какое-то время не может решить, как следует понимать это отклонение - как благоприятный шанс или как опасность. В результате возникает амбивалентная реакция. Наряду с этой неосведомленностью в узком смысле в данной модели рассматриваются также последующие этапы восприятия чужого, которые, однако, приводят к возникновению других по качеству реакций (безразличия или негативного и позитивного отношения).}, annote = {Восприятие чужого в современных социально-психологических исследованиях - новая тема. Основываясь на философском и социологическом подходах, Шеффер и Шлёдер представили модель восприятия чужого (Schäfer, Schlöder, 1994). В рамках этой концепции чужое понимается в контексте самопонимания и самоопределения (идентичности) воспринимающего человека или социальной структуры. В качестве главных компонентов идентичности рассматриваются предписывающие, то есть направляющие поведение компоненты собственного знания, которые, будучи связаны с социальными ценностями, относятся также и к потребности в признании. Предполагается, что чужое сигнализирует об отклонении от главных аспектов идентичности человека и тем самым ставит под сомнение его собственную идентичность. Из-за недостатка информации и опыта контактов с чужим человеком индивид какое-то время не может решить, как следует понимать это отклонение - как благоприятный шанс или как опасность. В результате возникает амбивалентная реакция. Наряду с этой неосведомленностью в узком смысле в данной модели рассматриваются также последующие этапы восприятия чужого, которые, однако, приводят к возникновению других по качеству реакций (безразличия или негативного и позитивного отношения).} }